Вариант 1
Теоретические вопросы.
1.Какие сферы человеческой деятельности обслуживает литературный язык?
2.Где используется книжная и разговорная речь?
3.В чем заключается богатство, выразительность, образность речи?
4.Какие существуют отношения между буквой и звуком?
5.Что такое сценическое произношение и какие функции оно выполняет?
6.Что называется формой слова, а что его содержанием?
7.Какова основная функция слова?
8.Какие слова называются омонимами? Назовите их разновидности.
9.Какие слова принадлежат литературной лексике?
10.Какие бывают фразеологизмы по происхождению?
Практические задания.
1.Установить соответствие.
1. омоформы |
а)бéлок - белóк |
б) сток - стог |
|
2. омофоны |
в)лечу -лечу |
г)изморозь - изморось |
|
3. омографы |
д)óстрого - островá |
е)ворон – вор он |
2.Найдите неправильный вариант.
К среднему роду относится:
Безе, маслице, домище, хвастунишка, дитя ,шинель, купе, пепелище, декольте, подмастерье, гений, умишко, желе, атташе, солнце.
́́3. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами
. Хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит.
4."Переведите" данные жаргонные слова на литературный язык:
зашибись, шпора, прикинь, не в тему, фигня, достал, прикольный, тащится, обалдеть.
5. Вставьте пропущенные буквы:
(сильный) ож…г, плащ…м, горяч…, ещ…, сч…к, боч…нок, печ…м (пироги), холщ…вый, еж…вый, пр…творить (в жизнь), пр…готовление, пр…града, пр…бытие, пр…рекания, пр…восходный, бе…трашный, бе…форменный, во…кликнуть, и…ябнуть, ра…цветает, по…орожник, во…рение
Вариант 2.
Теоретические вопросы.
1.Какие характерные черты присущи просторечию, жаргону, диалектизмам?
2.Что такое речь?
3.В чем заключаются точность, чистота, понятность речи?
4.Чем отличаются согласные звуки от гласных?
5.Каковы особенности произношения заимствованных слов, отчего они зависят?
6.Как вы понимаете термин «лексическая сочетаемость слова»?
7.Какие грамматические признаки слова вы знаете?
8.Какие слова мы называем синонимами? Что они образуют?
9.Что такое неологизмы? Как они возникают в русском языке?
10.Что входит в состав фразеологических единиц?
Практические задания.
1.Установить соответствие.
1)омофоны |
а)спица – спится |
б)ели (стоят) - -ели (суп) |
|
2)омоформы |
в)гриб – грипп |
г)вели (за руку) – вели (взять |
|
3)омографы |
д)простой – простой |
е)мýка - мукá |
2.Найдите неправильный вариант.
К женском роду относятся:
Шимпанзе, мозоль, ночь, киви, дочь, иваси, фрау, вуаль, шампанское, шпроты, зайчишка, ножище, тюль, толь. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами
3. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами.
Хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит.
4. "Переведите" данные жаргонные слова на литературный язык:
зашибись, шпора, прикинь, не в тему, фигня, достал, прикольный, тащится, обалдеть.
5. Вставьте пропущенные буквы:
(сильный) ож…г, плащ…м, горяч…, ещ…, сч…к, боч…нок, печ…м (пироги), холщ…вый, еж…вый, пр…творить (в жизнь), пр…готовление, пр…града, пр…бытие, пр…рекания, пр…восходный, бе…трашный, бе…форменный, во…кликнуть, и…ябнуть, ра…цветает, по…орожник, во…рениеЗамените иностранные слова синонимичными русскими словами:
Вариант 3.
Теоретические вопросы.
1.Охарактеризуйте единицы русского языка.
2.Какими свойствами характеризуется литературный русский язык ?
3.Какими качествами должна обладать речь?
4.По каким признакам классифицируются согласные звуки?
5.Какие существуют правила постановки ударения?
6.Из чего состоит слово?
7.Что называется лексикой, а что лексикологией?
8.Какие слова мы называем антонимами? Что они образуют?
9.Что называется фразеологическими единицами?
10.Что относится к устаревшим словам? Чем они отличаются друг от друга?
Практические задания.
1Установить соответствие.
1)омоформы |
а)лук – луг |
б)дохнýть - дóхнуть |
|
2)омофоны |
в)мостик (деревянный) – мостик (гимнастич.) |
г)посветить – посвятить |
|
3)омоформы |
д)плитка – плитка |
е)вычитать - вычитáть |
2.Найдите неправильный вариант.
К среднему роду относятся:
Время, дитя, ножище, маслице, купе, мадам, кольраби, стремя, городишко, шимпанзе, декольте, пепелище, атташе, желе, лото.
3. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами
. Хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит.
4. "Переведите" данные жаргонные слова на литературный язык:
зашибись, шпора, прикинь, не в тему, фигня, достал, прикольный, тащится, обалдеть.
5. Вставьте пропущенные буквы:
(сильный) ож…г, плащ…м, горяч…, ещ…, сч…к, боч…нок, печ…м (пироги), холщ…вый, еж…вый, пр…творить (в жизнь), пр…готовление, пр…града, пр…бытие, пр…рекания, пр…восходный, бе…трашный, бе…форменный, во…кликнуть, и…ябнуть, ра…цветает, по…орожник, во…рение
Вариант 4.
Теоретические вопросы.
1.Перечислите основные функции языка.
2.Что такое языковая норма?
3.Какие три компонента содержит культура речи? В чем их особенности?
4.В чем заключаются особенности русского ударения?
5.Перечислите стили произношения русского языка.
6.Какие грамматические признаки слова вы знаете?
7.Какое значение слова называется прямым, а какое переносным?
8.Что такое старославянизмы? Каковы их признаки?
9.Что такое пассивный лексический запас?
10.Чем отличается свободное словосочетание от несвободного (устойчивого)?
Практические задания.
1.Установить соответствие.
1) синонимы |
а) вкус – безвкусица |
б) водный – водяной |
|
2) антонимы |
в) разговаривать – беседовать |
г) искренность – лицемерие |
|
3) паронимы |
д) хранить – оберегать |
е)каменный – каменистый |
2.Найдите неправильный вариант.
К мужскому роду относятся :
Гений, пень, слуга, тюль, шинель, воевода, юноша, зайчишка, умишко, судья, толь, воришка, табель, домище, подмастерье.
3. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами
. Хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит.
4. "Переведите" данные жаргонные слова на литературный язык:
зашибись, шпора, прикинь, не в тему, фигня, достал, прикольный, тащится, обалдеть.
5. Вставьте пропущенные буквы:
(сильный) ож…г, плащ…м, горяч…, ещ…, сч…к, боч…нок, печ…м (пироги), холщ…вый, еж…вый, пр…творить (в жизнь), пр…готовление, пр…града, пр…бытие, пр…рекания, пр…восходный, бе…трашный, бе…форменный, во…кликнуть, и…ябнуть, ра…цветает, по…орожник, во…рение
Вариант 5.
Теоретические вопросы.
1.Какие типы речи существуют в русском языке?
2.Какое значение имеют словари в жизни человека?
3. Как вы понимаете термин «культура речи»?
4.В каких случаях применяется логическое ударение?
5.Что в обществе является источником распространения и формирования литературного произношения?
6.Какие слова не имеют лексического значения?
7.Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
8.Какие слова мы называем заимствованными? Каковы причины их возникновения в русском языке?
9. Что такое активный лексический запас?
10. Что называется словосочетанием?
Практические задания.
1.Установить соответствие.
1)антонимы |
а) одеть – надеть |
б) первый – последний |
|
2) паронимы |
в) градусник – термометр |
г) невежа – невежда |
|
3) синонимы |
д) праздность – безделье |
е) твердо – мягко |
2.Найдите неправильный вариант.
К женскому роду относятся:
Тушь, рожь, зябь, ветвь, бремя, алиби, безе, бра, кредо, салями, рояль, вуаль, мозоль, тюль, фрау.
3. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами
. Хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит.
4. "Переведите" данные жаргонные слова на литературный язык:
зашибись, шпора, прикинь, не в тему, фигня, достал, прикольный, тащится, обалдеть.
5. Вставьте пропущенные буквы:
(сильный) ож…г, плащ…м, горяч…, ещ…, сч…к, боч…нок, печ…м (пироги), холщ…вый, еж…вый, пр…творить (в жизнь), пр…готовление, пр…града, пр…бытие, пр…рекания, пр…восходный, бе…трашный, бе…форменный, во…кликнуть, и…ябнуть, ра…цветает, по…орожник, во…рение.
Ключи к практическим заданиям.
Вариант 1.

- 1.Установить соответствие.
1. - в, е 2. - б,г,д 3 - а
2.Найдите неправильный вариант.
Домище, хвастунишка, шинель, подмастерье, гений, умишко, атташе.
3.Замените иностранные слова синонимичными русскими словами.
Хаос – беспорядок, стресс – состояние повышенной напряженности, шеф – начальник, претензия – жалоба (требование), рандеву – свидание, реклама – сообщение, дефект – недостаток, мотивировать – обосновывать, дефицит – нехватка (недостаток).
4."Переведите" данные жаргонные слова на литературный язык.
Зашибись – замечательно, шпора – шпаргалка (подсказка), прикинь – подумай, не в тему – невпопад, фигня – ерунда, достал – надоел, прикольный – забавный (шутливый), тащиться – восхищаться, обалдеть – удивиться.
5.Вставьте пропущенные буквы.
(сильный) ожог, плащом, горячо, еще, сучок, бочонок, печем (пироги), холщовый, ежовый, претворить (в жизнь), приготовление, преграда, прибытие, пререкание, превосходный, бесстрашный, бесформенный, воскликнуть, иззябнуть, расцветает, подорожник, воззрение.
Вариант 2.
1.Установить соответствие.
- 1 – а,в.
- 2 –б,г,д.
- 3 –е.
2.Найдите неправильный вариант.
Шампанское, зайчишка, стремя, тюль, толь.
3. См .вариант 1.
4. См. вариант 1.
5. См. вариант 1.
Вариант 3.
1.Установить соответствие.
- 1 - б,е.
- 2 – а,г.
- 3 – в,д.
2.Найдите неправильный вариант.
Ножище, мадам, кольраби, городишко, шимпанзе, атташе.
3.См. вариант 1.
4 См. вариант 1.
5 См. вариант 1.
Вариант 4.
1 Установи соответствие.
- 1 – в, д.
- 2 - а, г.
- 3 - б,е.
2.Найдите неправильный вариант.
Шинель.
3. См. вариант 1.
4. См. вариант 1.
5. См. вариант 1.
Вариант 5.
1 Установить соответствие.
- 1 – б,е.
- 2 - а,г.
- 3 - в,д.
2. Найдите неправильный вариант.
Бремя, алиби, безе, бра, кредо, рояль.
3. См. вариант 1.
4. См. вариант 1.
5. См. вариант 1.