Приветствую Вас, Гость

Составление собственного комментария к сонету (Ф. Петрарка. «Книга песен»)

Цели: обобщить знания о творчестве Ф. Петрарки как создателя новой, психологической лирики; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; обучать навыкам создания собственного комментария к одному из сонетов. 

Образную картину сонета даёт нам современная поэтесса н. Матвеева в своём стихотворении «К сонету»: На четырёх на бронзовых своих Широких ножках, вроде львиных лап, Четырнадцатистрочный прочный стих Стоит в веках — и сдвинулся хотя б!

— на какие особенности сонетной формы указывает н. Матвеева в своём четверостишии? Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сонете, проанализируем идейное своеобразие сонетов Петрарки, научимся создавать собственный комментарий к одному из сонетов. IV. Работа над темой урока 1. подготовительная работа по составлению собственного комментария к сонету: аналитическое чтение сонетов из сборника «Канцоньере» («Книга песен»)

А) Выразительное чтение и анализ I сонета Беседа

О чём просит читателей Петрарка в этом своеобразном поэтическом предисловии к сборнику?

Почему поэт надеется на «участие» влюблённых?

Какие эпитеты использует он, характеризуя былое чувство? Комментарий для учителя Сонеты Петрарки — это воспоминания о прошедшей любви, о юности, написанные пожилым, много видевшим и испытавшим человеком, который выражает надежду, что его поэтические строки вызовут «участие» влюблённых и эмоциональное сопереживание у читателей.

Б) Чтение ССХХ и ХС сонетов (портрет Лауры) Беседа

С чем сравнивает Петрарка волосы Лауры, её щёки и губы?

Какие похожие черты портрета возлюбленной можно отметить, если сопоставить два сонета?

Какие сходные эпитеты и метафоры использовал Петрарка в обоих стихотворениях?

Что чувствует в своём сердце поэт, когда видит любимую?

В) Постановка проблемного вопроса — Что в сонете ХС сближает Лауру с Беатриче Данте алигьери? Выразительно прочитайте эти строки. Какое настроение они у вас вызывают? Комментарий учителя. В предшествующей творчеству Петрарки литературной традиции существовали особые поэтические штампы, которым был обязан следовать стихотворец: волосы возлюбленной сравнивались с золотом, щёки — с белизной снега, глаза — со звёздами, губы — с лепестками роз.

Подобный портрет имел очень мало общего с обликом реальной женщины, рождался особый, возвышенный образ Прекрасной Дамы, символизирующий высокие порывы души поэта, его служение идеалу. Часто сквозь подобный чарующий женский образ в его поэзии проступала некая отвлечённая философская или нравственная идея. Петрарка не порвал ещё с традицией поэтической аллегории символа, однако наполнил её новым содержанием. Сохраняя мотив поклонения Прекрасной Даме, поэт делает главной темой сонетов жизнь собственного сердца, вводит читателя в глубины своей души, в мир чувств и переживаний. Именно благодаря этой особенности лирики Петрарки мы воспринимаем его как поэта нового времени — Возрождения. на место отвлечённой идеи приходит живая жизнь.

Г) Выразительное чтение сонетов СССХ1 и ССЬХ1Х (поэтическое осмысление любви) Беседа

О чём поёт соловей? Отчего его пение так сильно трогает душу поэта?

Что придаёт трагизм поэтическим строкам?

Почему поэт считает любовное чувство обманом?

Что слышится поэту в звуках окружающего мира?

Как они перекликаются с его душевным состоянием?

О чём шепчет поэту голос Лауры?

Что она разъясняет ему?

Д) Выразительное чтение сонетов XXXII и ССЬХ1 (разочарование поэта в жизни и ожидание смерти) Беседа

Какие мысли возникают у поэта в конце жизни?

Какие ценности ему остаются?

Может ли любовь противостоять времени?

Что остаётся человеку в старости? 2. Создание собственного комментария к сонету (работа в парах)

А) Задание

Прочитайте сонет CXXXIV. Выясните, какие чувства переживает лирический герой в одно и то же время. найдите поэтические строки, наиболее красноречиво передающие драматизм душевного состояния Ф. Петрарки.

Какой художественный приём использован в построении этого сонета?

Б) Задание

Прочитайте сонет CCXVIII Ф. Петрарки. Проследите развитие содержания сонета по строфам:

найдите в первой строфе образ — смысловую доминанту. Какова главная мысль первой строфы?

Как развивается эта мысль во второй строфе? расшифруйте заключённую в ней поэтическую антитезу.

Почему так часто употребляется предлог «без» в третьей строфе?

Какова основная идея, выраженная в двух последних строках (сонетном замке)?

Можно ли, по-вашему, подчинить содержание сонета общей Схеме «тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез»? Обо Снуйте своё мнение. Комментарий для учителя Сонет CCXVIII Ф. Петрарки — один из немногих сонетов, в котором автор не только не нарушил строгую сонетную форму, но и остался верен принципам воплощения сонетного содержания «тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез». Кроме того, учащиеся обостряют своё восприятие текста поиском смысловых доминант и путей воплощения этих смыслов в конкретных образах. Подобный подход к анализу развивает восприятие такой сложной формы, как сонет, даже у самых невнимательных, неподготовленных читателей.

В) Самостоятельная работа над составлением собственного Комментария к одному из сонетов (по выбору учащихся) Консультация учителя — Для предлагаемой творческой работы — лишь самые общие рекомендации:

раскройте тему, идею, композицию, строфику сонета.

Излагая содержание каждой части сонета (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), поясните мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. рассказывая, о чём говорит поэт, какие чувства испытывает, скажите, как он это делает, какие средства поэтического языка для этого использует.

Какое впечатление произвел на вас сонет? Какие строки показались наиболее значительными и почему?

Как, по-вашему, надо читать отдельные части сонета и весь сонет в целом?

Г) Литература развивается, и жанры возникают и стареют, рождаются и умирают.

Лишь немногие жанры пережили столетия, и среди них — сонет… VI. 

Домашнее задание 1. написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Образ Лауры в сонетах Петрарки», «Лирический герой “Книги песен”». 2. Опережающее задание. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество Данте».